DSV Panalpina в опубликованном сегодня годовом отчете дает обзор основных сегментов логистического рынка, в которых она работает. Как сообщает ТАСС, согласно отчету, рост во всех основных сегментах рынка замедлился по итогам прошлого года до минимального или стал отрицательным. Среди факторов, обусловивших замедление, группа, в частности, отмечает кризис автомобильной промышленности и ослабление экономического роста в ряде регионов.
По оценкам DSV Panalpina, объемы мирового рынка авиаперевозок в 2019 году сократились на 3-4%. Одними из самых слабых сегментов стали экспорт из Китая и Германии. Негативное влияние на объемы авиаперевозок оказало падение спроса со стороны автомобильной промышленности и ряда других отраслей. Слабый спрос привел к избыточности мощностей и снижению ставок на авиаперевозки на основных торговых коридорах.
Рынок морских грузовых перевозок вырос в прошлом году примерно на 1-2%, т.е. на уровне динамике глобального экономического роста. В течение года рос спрос на перевозки в торговле между Азией и Европой, на Трансатлантическом направлении и в торговле внутри Европы, из-за торговой войны между США и Китаем неблагоприятно развивалась ситуация на транстихоокеанских маршрутах перевозок.
Европейский рынок автомобильных грузоперевозок в 2019 году вырос на 1-2%, так же на уровне базового роста экономики. Замедление экономики Германии привело к снижению объемов автомобильных перевозок не только в Германии, но и во всем регионе. На рынок оказали влияния кризисные явления в автомобильной промышленности и некоторых других отраслях, сохранявшаяся на протяжении большей части года неопределенность, связанная со сроками и условиями выхода Великобритании из ЕС.
Рост рынка контрактной логистики группа оценивает также на уровне 1-2%.
Наряду с экологическим и технологическим факторами, остающимися в числе важнейших, определяющих развитие отрасли, DSV Panalpina относит сюда и следующие тенденции:
Новая конкуренция.
«Когда чисто цифровые стартапы, перевозчики и интернет-ритейлеры разрабатывают интеллектуальные цифровые интерфейсы для клиентов и начинают предлагать услуги по экспедированию грузов, мы потенциально сталкиваемся с новой конкуренцией».
Протекционизм против глобализма.
DSV Panalpina отмечает, что введение протекционистских пошлин, прежде всего в торговле между Китаем и США, подтолкнуло перемещение производства и некоторые смещения в логистических цепочках. Однако судить о масштабах этого процесса преждевременно, так как значимые изменения в существующих цепочках занимают годы. Аналитики компании полагают, что процесс глобализации в ближайшие годы продолжится, и мировая торговля продолжит расти. Но при этом вероятно усиление регионализации с переносом производств ближе к потребительским рынкам. По мере развития этого процесса, акцент на рынке грузоперевозок будет смещаться на развитие регионального и внутреннего сервиса.
Трансформация цепочек поставок под давлением трансформации спроса.
Цепочки поставок все чаще определяются параметрами спроса, а не предложения, т.е. трансформируются от модели «доставка и складирование» к модели «доставка в срок», что позволяет производителям сократить расходы на хранение и риски. Эта трансформация стимулирует спрос на эффективные логистические решения с возможностью отслеживания перевозки в режиме реального времени, настройки оповещений и доставки точно в срок. Еще одним важным фактором изменения спроса, обуславливающим изменение параметров цепочки поставок, является развитие электронной коммерции и многоканального ритейла.
Фрагментация и острая конкуренция.
Рынок логистики и экспедирования по-прежнему остается очень фрагментированным. Топ-5 операторов — DHL Express, Kuhne+Nagel, DB Schenker, DSV+Panalpina и Nippon Express контролируют 16% мирового рынка, следующие за ними 15 компаний из Топ-20 — еще 16%. Таким образом, на 20 крупнейших логистических операторов приходится чуть менее трети всего рынка.
Для сравнения: в индустрии морских контейнерных перевозок с завершением последнего раунда консолидации топ-5 операторов получили контроль на 65% мировой вместимости. На 10 крупнейших контейнерных портов в 2018 году пришлось 30% всего глобально контейнерооборота.